Средневековая Осетия
путешествие в средневековую республику
подробности маршрута |
Справка маршрута
Местонахождение: г. Владикавказ, Ирафский район, |
Ознакомление с историческими |
маршрут путешествия
-
Каньон Ахсинта на реке Ираф представляет собой пятикилометровую каменную теснину, проточенную в Скалистом хребте водами реки Ираф. В настоящее время через каньон переброшен бетонный мост, который называют «Ахсинти хед», в простонародье – Чертов мост.Если смотреть с моста вниз, то видно, как на семидесятиметровой глубине среди скал бьется река Урух. В этом местах каньон Ахсинта сужается настолько, что превращается в каменный желоб – ложе реки, проточенное за века речными потоками.
С 2008 года, благодаря своим уникальным геологическим особенностям, Урухский каньон Ахсинта – был отнесен к памятникам природы регионального значения.
-
Селение Лезгор расположено на левом берегу реки Ираф на склонах Скалистого хребта. Интересна и печальна его современная история: в 1927 году оно было разрушено селевыми потоками, видимо, поэтому древние оборонительные и жилые башни Лезгора расположены на стенах Скалистого хребта, в безопасном от природных стихий месте.В средневековье лезгорцы жили именно там.Достопримечательностью Лезгора являются сохранившиеся святилища, а также полуразрушенный нартовский ныхас. В настоящее время на территории села можно увидеть остатки замкового комплекса Левановых, который даже сейчас впечатляет своими размерами.
К северо-западу от поселения на склоне горы расположена пещера-святилище святого Николая куда лезгорцы приносили подношения Николе Лезгорскому. Чуть выше селения Лезгор находится самый большой в Западной Осетии некрополь, насчитывающий 64 склеповых сооружения разных типов и поздние цырты (памятники). Интересен могильник и тем, что на его территории находится часовня «Сатайи Обау», напоминающая знаменитую Нузальскую часовню (12-13 вв).
Часовня располагается на краю практически отвесной скалы, с которой открывается великолепный вид на ущелье и селение Задалеск, где, по преданию, приютила детей после нашествия Тимура на Аланию знаменитая Задалески Нана.
-
В настоящее время в Донифарсе можно увидеть прекрасно сохранившуюся (отреставрированную) боевую башню Хатаговых, а также сторожевую башню легендарного Есе Канукова – одного из самых известных народных героев Осетии и прославленных старейшин Донифарса, воспетый в народных песнях.В начале XVIII века он сумел организовать борьбу горцев против посягательств кабардинского князя Сари-Асламбека и отстоять независимость донифарского общества.
-
Чуть севернее селения Донифарс,на безымянной вершине, чернеют стены фантастического замка Багайта, внешне очень похожего на гору Уаза-хох. На поляне с западной стороны от Багайта по сей день можно увидеть ряды валунов, заканчивающихся полуовальным каменным кольцом Нартского Ныхаса (народного Собрания).Ориентирован ныхас, как и лесгорский, с востока на запад. Весьма интересен тот факт, что камни на этом Ныхасе имеют ровную поверхность вытянутой кубической формы и чем-то напоминают горизонтально уложенные каменные столбы знаменитого Стоунхенджа.
-
Селение Мацута расположена у слияния рек Айгамугидон и Харес, в южной части Задалесской котловины.Мацута – последнее селение Тапан Дигории (Равнинной Дигории). Отсюда Дигорское ущелье раздваивается. Левая ветвь уходит в так называемый Уаллагком (Верхнее ущелье), а правая – в Стур Дигорию (Большую Дигорию).
Главный интерес в Мацуте представляет Склеповое захоронение, которое согласно устной традиции принадлежит легендарному Нарту Сослану, одному из главных героев Нартовского эпоса осетин.
-
По мнению ряда исследователей село Ахсау основано в эпоху средневековья и большинство строений здесь возведено до нашествия Тамерлана, которого в Дигории называли Железным Хромцом.В настоящее время в селении сохранились четыре башни: Телакуровых, Бузоевых Сорокаевых и Цалиевых.
Еще до недавнего времени, около сельского Ныхаса (народного Собрания) села Ахсау лежал большой камень, называемый «Тыхавзаран» (в переводе с осетинского – силомер).
По преданию юноши из окрестных селений не могли считаться мужчинами до тех пор, пока были не в состоянии оторвать этот камень от земли. И лишь поднявшие камень до уровня пояса могли претендовать на воинское звание.
Средневековая Осетия – весьма условное название, в тот исторический период народ – прародители современных осетин, носили другое имя – аланы. Период средневековья в Северной Осетии, тогда еще Алании, крупного государственного образования, представляющего большой военно-политический потенциал, характеризуется периодом феодальной раздробленности, а также началом борьбы алан с татаро-монгольскими завовевателями.
Свой опустошающий поход на Кавказ татаро-монголы начали в самом начале XIII века. Хан Батый огнем и мечем, прошелся по средневековой Алании, сравняв ее с землей. Но, несмотря на это, аланы остались независимым народом, и этот период характеризуется зарождением новый этап жизни алан, известных теперь как осетины.
Второе нашествие татаро-монгол на средневековую Осетии уже возглавил хан Тимур, который вторгся на территорию через Дарьяльское ущелье и практически полностью разгромил местное население. К этому периоду многие историки и относят легенду о Шатане из Нартовского эпоса, которая неоднократно спасала от голодной смерти и прочих бед алан.
Еще больше интересного о Республике Северная Осетия-Алания на страницах ее официального сайта – Визит-Алания. Мы познакомим вас с Древней и современной Аланией.