Древняя Алания
путешествие в древнюю Аланию
подробности маршрута |
Справка маршрута
Местонахождение Предназначен для людей с ограниченными возможностями |
Ознакомление с культурно- |
маршрут путешествия
-
Каньон Ахсинта на реке Ираф представляет собой пятикилометровую каменную теснину, проточенную в Скалистом хребте водами реки Ираф.В настоящее время через каньон переброшен бетонный мост, который называют «Ахсинти хед», в простонародье – Чертов мост. Если смотреть с моста вниз, то видно, как на семидесятиметровой глубине среди скал бьется река Урух. В этом местах каньон Ахсинта сужается настолько, что превращается в каменный желоб – ложе реки, проточенное за века речными потоками.
С 2008 года, благодаря своим уникальным геологическим особенностям, Урухский каньон Ахсинта – был отнесен к памятникам природы регионального значения.
-
История Задалеска связана с самой трагической страницей истории Алан. В конце 14 века походы Тимура на Аланию завершились почти поголовным истреблением непокорного народа. Сжигались до тла селения, города разрушались до основания, не щадился ни стар ни млад. По преданию, бережно передаваемому из поколения в поколение, в те черные для Алании дни по пепелищам ходила женщина аланка – нана, как было принято, называть женщин ее возраста.Она дабы не исчез с земли род аланский, пошла по земле разоренной Алании собирать осиротевших детей. Собрала она их и увела тайными тропами в горы. Кормила Нана детей дикими фруктами и кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана в поисках пропитания для детей спустилась в село Задалеск, к роду Текиевых. Жители села помогли женщине чем смогли. Кто-то предложил распределить детей по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились.
Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так почиталась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалески Нана. Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на кувд (праздник) по барану, варят пиво, готовят араку, – прилагают все усилия, чтобы праздник удался.
Семьи, в которых в течение года родились девочки, приводят к святилищу жертвенное животное, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой. В праздник Задалески Нана все молитвы – о счастье и благополучии семьи, о счастливом будущем детей.
-
Недалеко от селения Задалеск расположилось живописнейшее поселение на территории Северной Осетии – село Ханаз с легендарным Замком-фрегатом в центре.Этот замок, некогда принадлежавший фамилии Цаллаевых просто поражает воображение своей архитектурой и размерами, вполне приближаясь в этом к средневековым европейским рыцарским замкам. О могуществе феодала, владевшего этим замком, свидетельствует расположившееся под защитой крепости поселение огромных, по горским меркам, размеров и при этом весьма богатое, судя по остаткам строений. Однако Замок-фрегат не единственное сооружение подобного рода в Ханазе.
Недалеко от села, буквально, в 15-ти минутах ходу находится еще один замок – семи братьев Седановых, который иначе как Орлиным назвать нельзя.
-
Селение Мацута расположена у слияния рек Айгамугидон и Харес, в южной части Задалесской котловины. Мацута – последнее селение Тапан Дигории (Равнинной Дигории).Отсюда Дигорское ущелье раздваивается. Левая ветвь уходит в так называемый Уаллагком (Верхнее ущелье), а правая – в Стур Дигорию (Большую Дигорию).
Главный интерес в Мацуте представляет Склеповое захоронение, которое согласно устной традиции принадлежит легендарному Нарту Сослану, одному из главных героев Нартовского эпоса осетин.
-
Село Камунта располагается в верховьях Дигорского ущелья на левом берегу реки Комидон в так называемой области Уаллагком (в переводе с осетинского – Верхнее ущелье).В древности на территории Камунты находилось поселение, относящееся к культуре бронзового и железного веков, так называемой – кобанской культуре (XIII/XII – III вв. до н.э.).
Непосредственно Камунтское поселение относиться к позднебронзовой эпохе.
-
Галиат – последнее, самое крупное поселение по дороге к Згидскому перевалу. Это удивительный средневековый архитектурный комплекс. Дома здесь строились ярусами. Вряд ли еще где-то в горах Кавказа можно увидеть жилые «многоэтажки», датируемые X веком.Вокруг Галиата, на отрогах хребта, расположены несколько культовых комплексов. Наиболее интересный из них – святилище «Авд дзуары», восходящий еще к скифскому семибожному пантеону. Удаленность от главных дорог и разрушительной цивилизации позволила сохранить в Галиате средневековый дух поселения.
Бродя по его узким улочкам, касаясь камней, глядя на раскинувшиеся вокруг сдержанные просторы легко представить себе как, неспешно, размеренно и аскетично теклии здесь дни, года, столетия.
Ознакомительный маршрут по Древней Алании предлагает наш информационный портал, являющийся визитной карточной республики. Путешествие стартует во Владикавказе и оканчивается в высокогорном селении Галиат. Протяженности маршрута 118 км и проходит через Каньон Ахсинта, поселения Задалеск, Ханаз, Мацута, Камута.
На всем пути историко-краеведческого экскурсии, вас ознакомят и историческими событиями, связанными с той или иной местностью, вы сможет воочию наблюдать древние развалины и святилища. Вы сможете приобщиться к культуре древних Алан.
Еще больше интересного о Республике Северная Осетия-Алания на страницах ее официального сайта – Визит-Алания. Мы познакомим вас с историей древней и средневековой Осетии, расскажем о ее современных тенденциях и обо всем самом интересном.