ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ АЛАНИЮ. ДИГОРИЯ

   путешествие в древнюю Аланию. Дигория


маршрут путешествия


Карта маршрута             Правила


  • Владикавказ — город в Российской Федерации, административный центр Северной Осетии; расположен на Северном Кавказе, в 1923 км к югу от Москвы, по обоим берегам реки Терек, на Осетинской равнине, в 30 км от Дарьяльского ущелья, из которого Терек бурным потоком вырывается с гор Кавказа на равнину.

    Владикавказ — транспортный узел на Северном Кавказе (железнодорожная станция, аэропорт, узел автомобильных дорог).

    Владикавказ — крупный промышленный и старейший культурный центр Северного Кавказа.


  • Каньон Ахсинта на реке Ираф представляет собой пятикилометровую каменную теснину, проточенную в Скалистом хребте водами реки Ираф.

    В настоящее время через каньон переброшен бетонный мост, который называют «Ахсинти хед», в простонародье – Чертов мост. Если смотреть с моста вниз, то видно, как на семидесятиметровой глубине среди скал бьется река Урух. В этом местах каньон Ахсинта сужается настолько, что превращается в каменный желоб – ложе реки, проточенное за века речными потоками.

    С 2008 года, благодаря своим уникальным геологическим особенностям, Урухский каньон Ахсинта – был отнесен к памятникам природы регионального значения.


  • История Задалеска связана с самой трагической страницей истории Алан. В конце 14 века походы Тимура на Аланию завершились почти поголовным истреблением непокорного народа. Сжигались до тла селения, города разрушались до основания, не щадился ни стар ни млад. По преданию, бережно передаваемому из поколения в поколение, в те черные для Алании дни по пепелищам ходила женщина аланка – нана, как было принято, называть женщин ее возраста.

    Она дабы не исчез с земли род аланский, пошла по земле разоренной Алании собирать осиротевших детей. Собрала она их и увела тайными тропами в горы. Кормила Нана детей дикими фруктами и кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана в поисках пропитания для детей спустилась в село Задалеск, к роду Текиевых. Жители села помогли женщине чем смогли. Кто-то предложил распределить детей по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились.

    Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так почиталась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалески Нана.

    Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на кувд (праздник) по барану, варят пиво, готовят араку, – прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, приводят к святилищу жертвенное животное, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой.


  • Недалеко от села Ханаз находится еще один замок — семи братьев Седановых, который иначе как Орлиным назвать нельзя. Крепость, непонятно каким образом воздвигнутая на скальной вершине, с трех сторон обрывающейся в глубокую пропасть, а с четвертой имеющей узкий как нож проход, который можно преодолеть лишь с использованием альпинистского снаряжения, поражает воображение не меньше величественного Замка-фрегата.

    Можно только гадать, каких трудов стоило Седановым построить на этом месте неприступную крепость, которую так никому и не удалось взять за всю историю ее существования. По преданию крепость семи братьев Седановых охраняла проход через перевал в верховья Горной Дигории.

    Согласно версии местных жителей, в XIII веке войска иранского Надир-шаха попытались захватить крепость, однако приступом этого сделать не удалось. Тогда войска шаха осадили крепость в надежде на то, что у ее защитников закончится вода и защитники будут вынуждены сдаться. Однако каждую ночь трое сестер Седановых по тайной тропе доставляли братьям воду. Узнав об этом войска шаха подкараулили и схватили сестер. После безуспешных попыток заставить показать проход к крепости они убили их, а тела бросили у подножия крепости. Увидев это, братья хотели немедленно броситься на войска шаха и погибнуть, но отомстить за сестер.

    Однако у выхода из крепости их остановил убитый горем отец, который запретил сыновьям покидать стены замка и приказал вместо этого стрелять в одну из скальных стен, окружавших крепость. Враги, увидев, что братья обстреливают скалу, решили, что те сошли с ума от горя. Братья же раздробив выстрелами камень, удерживавший от падения огромный валун, вызвали горный обвал, похоронивший под собой войска шаха. Сегодня о подвиге сестер Седановых напоминают три придорожных каменных цырта (памятника) у подножия скалы, на котором до сих пор возвышается так никем и не побежденная крепость.


  • Селение Мацута расположена у слияния рек Айгамугидон и Харес, в южной части Задалесской котловины. Мацута – последнее селение Тапан Дигории (Равнинной Дигории). Отсюда Дигорское ущелье раздваивается. Левая ветвь уходит в так называемый Уаллагком (Верхнее ущелье), а правая – в Стур Дигорию (Большую Дигорию).

    Главный интерес в Мацуте представляет Склеповое захоронение, которое согласно устной традиции принадлежит легендарному Нарту Сослану, одному из главных героев Нартовского эпоса осетин.

    Сегодня о подвиге сестер Седановых напоминают три придорожных каменных цырта (памятника) у подножия скалы, на котором до сих пор возвышается так никем и не побежденная крепость.


  • Селение Галиат расположено в Уаллагкоме. Ирафский район РСО-Алания. Народное предание название селения Галиат считает образованным от фамильного имени. Согласно сведениям этнографа Кайтмурзы Кайтова (записанного со слов старика Александра Каргинова), выходец из Алагирского ущелья Галайон Гавис (Гæлайон Гæуис), основал селение Галиат. В Галиате жили два рода – Мылдзыггатæ и Уыз.

    По другой версии, в Галиате было два общества – Галаоновское и Булацаоновское. По преданиям предков, Галиат обезлюдил 4 раза. Последний раз он был заселён в начале 15 века или в конце 14 века. Этот период связан с массовым переселением дигорцев-алан с равнины в горы. По преданиям, при появлении дигорцев в ущелье, села были опустошены.

    Переселенцы долгое время не заселяли дома, только спустя годы постепенно освоили их. В Галиате сохранились три целые и несколько полуразрушенных башен. Все они считаются фамильными, но фамилии, за которыми они закреплены, кроме Гадзаовых (Годизовых, Булацевых) появились в Галиате относительно недавно, то есть в 17-18 вв., башни же построены гораздо раньше – 10-14 вв. В Галиате также имеется четырехэтажное здание – жилой дом, где последними проживали несколько семей из фамилии Балаовых. Башня внутри села закреплена за фамилией Езеевых, так как последними его хозяевами были они.

    Башня в Цырухсе, называемая «Кодоевых», так же прежде называлась башней Цараевых, но ученые считают, что она тоже более древняя. В Галиате сохранились здания церкви 19 века и здание первой церковно-приходской школы в Дигории. Еще одной достопримечательностью Галиата ученые называют петроглифы – древние рисунки-письмена. Это редкая и загадочная находка для историков. Информация, зашифрованная в рисунках, пока остается тайной. «Это изображение пахаря и животного, по мнению исследователей, представляет собой целую этнографическую картину, несостоявшуюся письменность», – рассказывает Таймураз Плиев. Галиат слыл богатым городом.

    Археологи утверждают, уже в X веке он имел водопровод и канализационную систему. Здесь были сосредоточены крупные ремесленные мастерские.


  • Камунта (дигорск. Къæмунтæ, иронск. Къæмынтæ) — село в Ирафском районе Республики Северная Осетия-Алания.

    Административный центр Галиатского сельского поселения. На территории Камунты находилось поселения культур бронзового и железного веков на Северном Кавказе — кобанской (XIII/XII — III вв. до н. э.. Непосредственно Камунтское древнее поселение относится к позднебронзовой эпохе.

    В связи с тем, что нынешняя Камунта строилась на месте древнего поселения, многие остатки памятников этой культуры оказались уничтожены и доступ современным археологам к ним несколько затруднён. Вокруг села археологами также обнаружены различные могильники, где, среди прочих артефактов, была найдена знаменитая бронзовая фигура оленя.