Храмы Осетии

   Владикавказ - Лисри


маршрут путешествия

Карта маршрута             Правила


  • Церковь основана в 1815 году Осетинской Духовной Комиссией и более 50 лет ее прихожанами были все православные жители Владикавказской крепости.

    В 1823 году вместо деревянного строения церкви было построено новое каменное. 24 марта 1824 года здание церкви было освящено. В 1931 году храм был закрыт, здание передали горисполкому, а 1940-1941 гг. – Литературному музею им. К.Л. Хетагурова.

    В 1993 году храм вернули Московской Патриархии.

    На территории, прилегающей к церкви, расположен некрополь, место погребения знаменитых деятелей и бессмертных героев Кавказской войны и лучших сынов осетинского народа. Престольный праздник Осетинской церкви — 21 сентября (день Рождества Пресвятой Богородицы).


  • Возведение во Владикавказе Свято-Георгиевского собора было начато 18 октября 1996 года. В 2003 году в храме уже проводились богослужения и совершались религиозные обряды.

    Однако строительные работы на его территории не были завершены окончательно и продолжаются до настоящего времени. Городскими властями для его постройки было предоставлено место на территории бывшего кладбища в живописном уголке столицы РСО-Алания.

    Средства для возведения храма были собраны всем миром за счёт благотворительных пожертвований верующих и различных организаций. Архитектором Ю. А.

    Наниевым в качестве образца для создания проекта был выбран кафедральный собор Михаила Архангела, в начале ХХ веке находившийся во Владикавказе, но разрушенный в советское время. Святого великомученика Георгия Победоносца осетинский народ почитает как своего покровителя, поэтому вновь построенный кафедральный собор был освящён его именем.


  • В19 декабря 2005 года епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил чин закладки Никольского храма в селении Бирагзанг, Алагирского района.

    В этом селении храм святого Николая Чудотворца был построен в 1904 году, а в 1922 году его разрушили. В 2008-2009 году храм был расписан в византийском стиле XIV века бригадой мастеров, которую возглавили члены Союза художников России Захар Валиев, заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания, и Аслан Хетагуров.

    22 мая 2009 года архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил чин освящения и первую Божественную литургию в Свято-Никольском храме селения Бирагзанг.


  • Объект находится на государственной охране на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Свято-Вознесенский собор, построенный в 1853 году по проекту архитектора и художника князя Г.Г. Гагарина, огорожен каменной стеной и представляет собой храмовый комплекс.

    В состав комплекса Алагирского собора входят: церковь, колокольня, часовня, четыре башни, трое ворот, каменная ограда, хозяйственные постройки, сторожка. Освящение храма Святого Вознесения состоялось 22 октября того 1853 года в присутствии начальника Владикавказского военного округа генерал-майора И.А. Вревского и архиепископа Карталинского и Кахетинского Исидора, Экзарха Грузии.

    Внутреннюю художественную роспись стен и потолков в соборе заново выполнил в 1888-1890 гг. великий сын осетинского народа поэт и художник К.Л.Хетагуров. 19 сентября 1927 г. на основании письма правительства №351 «О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества» собор был закрыт. В 1930 г. в здании собора организован краеведческий музей. В 1989 г. решением исполкома Алагирского райсовета народных депутатов собор передан РПЦ. Первая служба и торжественное открытие Свято-Вознесенского собора было 29 апреля 1989 г. перед празднованием Пасхи.


  • 29 декабря 2004 года определением Священного Синода был создан Богоявленский Аланский женский монастырь, а старшая сестра обители, монахиня Нонна (Багаева), была назначена его настоятельницей, с возложением наперсного креста по должности.

    За короткий срок в монастыре были построены храм, гостиница, отдельный корпус под монастырские мастерские, большая монастырская трапезная, сестрический корпус и Реабилитационный центр для детей, пострадавших в терактах и боевых действиях.

    На территорию обители провели воду, газ, электричество, линии связи. Параллельно с созиданием монастыря в него прибывали новые насельницы. Сегодня Аланское сестричество состоит из двенадцати монахинь и трех послушниц.


  • Объект культурного наследия федерального значения «Нузальская часовня, XII в.» находится в с.Нузал Алагирского района РСО-Алания. На государственную охрану часовня была принята Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» ещё в 1960 г. В 2015 г. Нузальская часовня была передана в пользование Владикавказской Епархии Православной Церкви Московского Патриархата.

    Нузальская часовня оригинальна национальной архитектурой – она построена из неотёсанных каменных плит на известковом растворе в виде традиционного для Северного Кавказа наземного склепа. В Нузальской часовне сохранились средневековые фрески, изображающие Господа Благославляющего, Божьей Матери, Святого великомученика Георгия Победоносца, посекающего змия, Святого Ефстафия Плакиды, Святых Василия Великого, Иоана Златоуста, Романа Сладкопевца, Архангелов Гавриила и Михаила, Святого Иоанна Предтечи и др.

    Устное предание свидетельствует, что часовня была построена представителями древнейшего рода Царазонта и в нижнем поясе часовни были изображены пять осетинских богатырей, родоначальников: Ос-Багатар, Сидамон, Архонц, Батц и Царацонца. Около каждого из портретов были указаны имена. По мнению исследователей, Нузальская часовня является родовой усыпальницей фамилии Царазонта и датируется концом XIII - началом XIV века. По одной из версий историков, именно здесь - в Нузальской часовне - был похоронен первый аланский царь Ос-Багатар. В росписи стен часовни переплетается искусство Древней Руси, осетинской и грузинской культур. Об этом говорят одежды некоторых святых и надписи над ними. Фрески часовни принадлежат кисти осетинского монаха, уроженца с.Тли Мамисонского ущелья – Вола Тлиага.


  • Свято-Георгиевский храм селения Нар был построен в 1879 году. Прихожанином храма был К.Хетагуров. В годы советской власти в его стенах открыли библиотеку; впоследствии здание было заброшено и стало разрушаться.

    Усилиями главы Администрации местного самоуправления г. Владикавказа С.Ш. Дзантиева, предпринимателей В.М. Муцуева и Г.К. Гаппоева святыня была восстановлена.

    15 октября 2012 года архиепископ Зосима совершил чин малого освящения храма.


  • «Георгиевский монастырь, XI в.» входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Архитектурный комплекс» под наименованием «Святилище (дзуар) Святого Георгия», располагается на отроге горы Псе, на восточной окраине села, на территории средневекового могильника с.Нар. Здание церкви в с.Нар руинировано.

    Другие названия объекта культурного наследия – «Нарская церковь», более точно отражают назначение памятника сначала как приходской церкви, а потом как святилища под именем «Нары дзуар» или «Нары Уастырджи». Форма плана Нарской церкви с внутренней поперечной стеной, отделяющей молитвенный зал от алтаря, необычна для Осетии и имеет аналогии в церквях XI-XII вв. у Нижнеархызского городища, в раннехристианских церквях Крыма и Месопотамии. Техника кладки Нарской церкви отличается от церквей в Зруге и Тли.

    Стрельчатая арка в оформлении входа Нарской церкви характерна для армянской и грузинской архитектуры, однако по характеру выполнения перемычки и обрамлению напоминает входные отверстия осетинских башен. Нарская церковь является христианским храмом и имеет более раннюю датировку, чем Зругский и Тлийский храмы. Скорее всего, она была построена мастерами местной школы, но по христианским канонам. Судя по конфигурации здания, его конструктивным особенностям, использованным строительным материалам, ориентации по оси запад-восток, орнаментации отдельных резных деталей монастырь датируется второй половиной X – началом XI в. и является свидетельством процесса христианизации Северной Осетии.


  • Селение Верхний Зарамаг находится на стыке пяти ущелий в Туалгоме – исторической области на юге Алагирского района РСО-Алания. Исследователи отмечают, что в Верхнем Зарамаге было девять жилых и боевых башен.

    Неподалеку от башен на южной окраине села на реке Адайкомыдон находится церковь Святого Георгия. Церковь Святого Георгия построена в 1849 году на месте средневекового аланского храма. Новое здание освящено в 1888 году. Сложена церковь из рваного камня на известковом растворе на средневековых фундаментах.

    Внутри церковь оштукатурена и побелена. Вход устроен в западном торце здания. Здание имело деревянный потолок, подбитый к растяжкам стропил. С восточной стороны вписанная апсида, алтарь приподнят над полом на 0,15 м. В северной стене алтаря под окном встроена ниша. Длина церкви – 10,65 м, ширина -7,50 м, высота до конька кровли - 6,0 м.


  • Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы в селении Зарамаг, на стыке Кассарского и Мамисонского ущелий, был возведен в 1870 году.

    В середине 1990-х годов усилиями жителей окрестных селений церковь, закрытая во времена советской власти, была частично восстановлена. Однако при строительстве Зарамагской ГЭС место ее расположения оказалось в зоне затопления.

    Новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери был заложен 26 сентября 2007 года в близлежащем селении Нижний Зарамаг. Он построен по проекту покойного архитектора Юрия Александровича Наниева — автора проекта кафедрального собора Георгия Победоносца во Владикавказе.


  • Селение Тиб относится к древнейшим населенным пунктам Осетии. Здесь представлены практически все категории средневековых архитектурных памятников: оборонительные, культовые, жилые, хозяйственные сооружения различной степени сохранности.

    Одна из главных местных достопримечательностей – Церковь Святого Михаила Архангела. Она была возведена в 1859 году Обществом по восстановлению христианства на Кавказе. Ее построили по образцу многих осетинских церквей, относящихся к данному периоду.

    Церковь Святого Михаила Архангела входит в средневековый архитектурный комплекс селения Тиб и является важным объектом культурного наследия.


  • Выявленный объект культурного наследия «Церковь Успения Пресвятой Богородицы» (Успения Богоматери) расположена на возвышенном месте на западной окраине селения Лисри. Церковь была построена и освящена в сентябре 1901 года (в литературе указывается год постройки – 1902). Церковь – в плане крестообразная.

    О форме завершения центрального объема можно судить по фотографиям начала 20 века – 2008 года. Оно представляло собой невысокий восьмигранный шатер, сделанный из дерева с жестяным покрытием и широкими сливами. Колокольни, судя по всему, церковь не имела. Какого-либо иного устройства для подвески колоколов не сохранилось. Стены храма были оштукатурены и побелены, о чем свидетельствуют значительные участки сохранившейся штукатурки, в особенности на восточном фасаде. Интерьер церкви не был расписан. Храм представляет собой характерный пример провинциальной эклектики, выделяясь, однако среди одновременных храмов горной части Северной Осетии своими размерами и усложненной формой.

    Особый интерес представляют собой использованные при его строительстве блоки травертина (осет. цна). Судя по аналогичным примерам (Кесатыкау, Нары-дзуар и проч.), а также по имеющимся в архивных источниках и литературе упоминаниям средневековой церкви в сел. Лисри, они могут происходить из более раннего храма, стоявшего на этом месте или поблизости.

В данном разделе информационного портала «Визит Алания» мы предлагаем подробнее ознакомиться с храмами Осетии. Ознакомительно-туристический тур, стартующий во Владикавказе и заканчивающийся в высокогорном селении Лирси, на протяжении всего маршрута по религиозным местам, будет останавливаться у наиболее исторически-значимых объектов религиозно-культурного наследия республики.

Исторически так сложилось, что наша республика, является колыбелью христианства на Кавказе. И сегодня на территории РСО-Алания действуют многочисленные христианские монастыри, церкви и храмы Осетии, число которых, по некоторым данным, приближается к сорока. Вообще наша земля интересна для проведения не только экскурсионных, но и паломнических маршрутов.

Главным храмом Осетии считается Кафедральный собор Святого великомученика Георгия Победоносца, находящийся в столице. Возведен он в 1996 году, его архитектура выполнена в русско-византийском стиле. Также немаловажное значение имеет Храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1815 году и действующий по сей день. Значимыми для верующих также являются Свято-Вознесенский собор в Алагире, имеющий статус памятника культуры, Свято-Георгиевский в селении Нар, Аланский Богоявленский Женский Монастырь и другие храмы Осетии.